Economic cooperation between Russia and Belarus' within the Union State: Tasks, Problems, Achievements
Table of contents
Share
QR
Metrics
Economic cooperation between Russia and Belarus' within the Union State: Tasks, Problems, Achievements
Annotation
PII
S086904990012328-2-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Natalia V. Eremina 
Occupation: Professor, Saint-Petersburg State University
Affiliation: Saint-Petersburg State University
Address: Saint-Petersburg, Smolnogo Str., 1/3, 8 entrance, Saint-Petersburg, 191060, Russian Federation
Edition
Pages
131-141
Abstract

The article is devoted to the dynamics of Union State development, its positive and negative aspects that have impact on Eurasian integration processes. This project plays crucial role in different kinds of cooperation. In the current context it is important to research the part of the Union State for regional integration to compete in strategic fight against European integration.

Keywords
the Union State, post-Soviet space, Russia, Belarus', Eurasian Economic Union, “Big Space”, regional integration, interregional cooperation, cross-border partnership, globalization
Received
05.11.2020
Date of publication
11.11.2020
Number of purchasers
13
Views
1368
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2020
1

Постсоветское пространство — это сложный геополитический, экономико-социальный и культурный феномен. Это “Большое пространство”, в котором зафиксирован длительный исторический опыт взаимодействия и сосуществования разных народов в рамках Руси, Московского царства, Российской империи, СССР. История показывает, что центростремительные и центробежные тенденции постоянно взаимодействовали и сменяли друг друга, сохраняя базовые связи между народами (культурные и ментальные, прежде всего), невзирая на изменения государственного устройства. Исследуя развитие данного макрорегиона в исторической динамике, нельзя не отметить тенденцию взаимного притяжения многих народов постсоветского пространства друг к другу и, прежде всего, к России. Именно по этим причинам региональная интеграция на постсоветском пространстве обладает особой историко-культурной, экономической и геополитической уникальностью. Тем более, если говорить о СГ, которое сформировано, по сути, одним народом, поскольку русские и белорусы происходят от одного исторического корня, имеют общую историю, менталитет, единые представления об устройстве мира и т.д. Это также объясняет, почему в рамках СССР одним из наиболее успешных примеров экономического и хозяйственного взаимодействия было сотрудничество между белорусами и русскими (впрочем, в свое время именно сотрудничество русских и украинцев позволило Украине в составе СССР добиться значительных успехов во всех сферах жизни, как и многим другим народам, вступившим в союз с Россией). Важно, что именно Союзное государство России и Беларуси выступает как инструмент активизации интеграционных процессов в целом на постсоветском пространстве и объясняет гражданам стран, в чем преимущества этих процессов. Опыт СГ показал, что институты в процессах региональной интеграции играют ключевую роль. Они определяют формат и развитие интеграционного движения. Но само их становление на постсоветском пространстве требует длительного времени. Другой важный вывод сотрудничества в рамках СГ — признание особой роли России в стратегии интеграционного движения, которая при этом стремится к реализации паритета в постановке его целей. Кроме того, в СГ впервые был поставлен вопрос гармонизации норм и стандартов, которые осуществляют Россия и Беларусь совместно и в соответствии с международными стандартами.

2 Таким образом, особенности постсоветского пространства впервые в наиболее полной форме проявили себя именно в СГ. Союзное государство — это успешная интеграционная модель, тестовая площадка для развития евразийской интеграции в целом, поскольку в рамках этой модели решаются не только экономические, социальные, но и политические, геополитические вопросы и проблема безопасности.
3 Цель данного исследования — проанализировать динамику интеграционного процесса в рамках Союзного государства, определить его фактор в интенсификации региональной интеграции на постсоветском пространстве.
4 Методология исследования. В основе представленного исследования лежат два концептуальных подхода, которые одинаково эффективно применимы к исследованию региональной интеграции на постсоветском пространстве. Во-первых, применяется конкурентная концепция, в рамках которой исследуется, как интегрирующиеся страны реализуют свои интересы; здесь мы анализируем препятствия, обсусленные национальными интересами. Во-вторых, используется кумулятивная концепция, акцентирующая внимание на межрегиональном сотрудничестве и на совместных подходах государств к получению выгод от интеграционного движения. В рамках данной концепции исследователи должны оценить межрегиональное взаимодействие.
5 Здесь важно обратить внимание на параметры взаимозависимости государств: правовые основания интеграционного движения, социально-экономические показатели интеграции в динамике, вертикальные и горизонтальные связи, показатели роста импорта, экспорта, выхода на новые рынки государств-участников. Анализ данных процессов требует мониторинга статистики по следующим направлениям: общий бюджет СГ, статистика развития национальных экономик в рамках интеграционных процессов.
6 Обзор литературы. На сегодняшний день существуют сложившиеся научные подходы к изучению проблем торгово-экономического взаимодействия России и Беларуси в рамках СГ. Научную литературу по этой теме можно условно разделить на четыре группы. Во-первых, ряд авторов исследуют проблемы регионализации экономического сотрудничества между Беларусью и Россией, подчеркивая необходимость развития экономических институтов для взаимодействия [Никулина 2016; Гринберг 2019].
7 Во-вторых, исследователи связывают успех экономической деятельности с политическим диалогом сторон [Валовая 2016; Вардомский 2011; Лисоволик 2016; Кузьмина 2017; Коктыш 2004]. Интересно, что белорусские ученые, например В. Мельник, называют экономическое взаимодействие Беларуси и России результатом общей истории и необходимости экономического выживания [Мельник 2007]. При этом часто слышна и критика СГ. Например, A. Суздальцев доказывает, что темпы экономической интеграции не соответствуют достигнутому уровню политического единства двух государств, хотя и основываются на политическом диалоге [Суздальцев 2007].
8 В-третьих, исследователи экономического взаимодействия Беларуси и России считают, что оно зависит от общих интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Так, И. Азар и В. Машко пишут о новых возможностях торгово-экономического сотрудничества двух стран в контексте евразийской интеграции [Азар 2007; Машко 2009].
9 В-четвертых, важно отметить, что западноевропейские исследователи критически относятся к белорусско-российскому взаимодействию. Например, К. Мартинсен и А. Вильсон считают, что Россия в этом взаимодействии оказывает экономическое давление на Беларусь, делая ее своим военно-политическим плацдармом. Причем западноевропейских исследователей больше волнуют негативные черты взаимодействия между Россией и Беларусью, чем его позитивные стороны [Martinsen 2002; Wilson 2011].
10 Правовая база экономического взаимодействия России и Беларуси в СГ
11 Интеграция России и Беларуси развивалась довольно быстро. Так, 21 февраля 1995 г. Россия и Беларусь подписали Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, а 2 апреля 1996 г. между странами был заключен Договор об образовании Сообщества России и Беларуси. Уже через год, 2 апреля 1997 г., был подписан Договор о Союзе Беларуси и России, а 25 декабря 1998 г. — Договор о равных правах граждан и Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования. И наконец, 8 декабря 1999 г. стороны приняли Договор о создании Союзного государства России и Беларуси, вступивший в силу в следующем, 2000 г. Он определил полномочия Союзного государства, среди которых упомянуты внешняя политика, оборона, безопасность, бюджетная, денежнокредитная и налоговая системы, таможенные вопросы, системы энергетики, транспорта и связи, а также законодательные и исполнительные институты [Договор о создании… 1999].
12 Уже в 2000 г. был принят первый бюджет СГ, который с этого времени вырос с 2 млрд руб. до 5 млрд 521,5 млн руб. в 2020 г. Одновременно с этим росло и число финансируемых проектов. Например, в 2020 г. получили поддержку более 10 программ, два проекта и 25 мероприятий [Бюджет Союзного… 2020]. При этом бюджет является профицитным. Таким образом, невзирая на мировое замедление темпов экономического роста, ослабление экономических возможностей и ограничение ресурсов, финансовое сотрудничество России и Беларуси в рамках формирования союзного бюджета развивается на постоянной основе.
13 Помимо Договора о Союзном государстве экономическое сотрудничество Беларуси и России определяется другими документами и соглашениями. Среди них — Программа действий по реализации положений Договора о Союзном государстве от 8 декабря 1999 г.
14 К настоящему времени стороны подписали более 200 договоров и соглашений. Совокупно эти договоренности превратили СГ в самую продвинутую форму интеграционного объединения на постсоветском пространстве. Благодаря им в СГ создано единое миграционное пространство, что позитивно сказывается на каждом гражданине. Помимо этого, граждане двух стран имеют равные возможности в получении бесплатного образования и при трудоустройстве. Также взаимодействие государств определено положениями концепций внешней политики России и Беларуси, которые указали стратегию дальнейшего углубления интеграции. Не менее важно, что взаимодействие опирается на личные встречи глав государств, которые приобрели регулярный характер. Например, в 2016 г. президенты России и Беларуси провели семь встреч. В 2017 г. — четыре встречи (в это же время премьер-министры стран встретились девять раз), в 2018 г. состоялись восемь встреч, в 2019 г. прошли одиннадцать переговорных раундов, и уже в 2020 г. состоялись две очные встречи невзирая на карантинные мероприятия.
15 Примеры экономического взаимодействия России и Беларуси в СГ
16 Россия — основной и важнейший торгово-экономический партнер Беларуси. Беларусь находится на первом месте среди всех стран СНГ по объему товарооборота с Россией и занимает четвертое место среди всех мировых партнеров России. При этом не только Россия — основной инвестор в экономику Беларуси, но и Беларусь почти 70% от всех своих инвестиций за рубеж вкладывает в российскую экономику. Товарооборот между Россией и Беларусью растет на постоянной основе. В 2017 г. он вырос по сравнению с 2016 г. на 26% (32,4 млрд долл.). За январь — июль 2018 г. двусторонняя торговля достигла 20,4 млрд долл. — на 15,2% больше показателя аналогичного периода прошлого года [Шкловский 2018]. В целом в 2018 г. товарооборот Республики Беларусь с Российской Федерацией составил около 36 млрд долл. и увеличился к уровню 2017 г. на 9,4 процента [Об итогах внешней торговли… 2019]. Однако в 2019 г. по объективным экономическим причинам товарооборот сократился на 0,5% [Товарооборот Беларуси и России… 2019]. В результате ослабления русского рубля и коронавирусной эпидемии эта тенденция продолжилась в 2020 г. Так, товарооборот Беларуси с Россией с января по июнь 2020 г. уменьшился на 21,2% и составил 13,1 млрд долл. США [Итоги внешней торговли… 2020].
17 Россия в основном экспортирует в Беларусь минеральные ресурсы (более 50%), а также машины, оборудование (около 14%). При этом из Беларуси в Россию поступают продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (33%); машины, оборудование и транспортные средства (30%); продукция химической промышленности (12%). Практически для всех предприятий Беларуси российский рынок остается самым большим и надежным [Товарооборот России с Беларусью 2019а].
18 Среди других примеров успешного экономического сотрудничества следует назвать строительство Белорусской АЭС, первый энергоблок которой был запущен в 2019 г.
19 Большим потенциалом обладают межрегиональные связи России и Беларуси. Более 80 субъектов России развивают торгово-экономическое взаимодействие с Беларусью. В России действуют более 200 субъектов торговых сетей с белорусским капиталом. Более 3 тыс. предприятий с российским капиталом организованы на территории Беларуси. В производственной сфере связаны друг с другом более 8 тыс. предприятий, созданы и работают более тысячи совместных производств [Беларусь–Россия… 2019].
20 Активизации взаимодействия также способствуют разнообразные форумы, устанавливающие связи регионов России и Беларуси. Например, Форумы регионов проводятся ежегодно начиная с 2014 г. В их рамках обсуждается взаимодействие регионов в развитии технологии и инноваций. А в 2018 г. в Брянске состоялся первый Форум приграничных территорий России и Беларуси, который теперь также проходит ежегодно, предлагая идеи по развитию практически всех сфер деятельности в СГ, которые будут способствовать эффективной интеграции двух стран [Правительство Брянской области 2018].
21 К настоящему времени накопилось довольно много примеров межрегиональной кооперации белорусских и российских регионов. Так, активно сотрудничают Могилевская и Новосибирская области в сфере оборудования и поставок продуктов питания. Тульская область заключила соглашения с различными регионами Беларуси и ее предприятиями в сфере транспорта, легкой промышленности, сельского хозяйства. Ульяновская область России сотрудничает с Беларусью в рамках производства оборудования. Активно проходит сотрудничество регионов Беларуси с российской Брянской областью. Из всего многообразия производственных связей стоить выделить успешно работающие совместные российско-белорусские предприятия по производству сельскохозяйственной техники (“Брянсксельмаш” и “Амкодор-Брянск”). Белорусские и российские регионы также проводят совместные выставки-ярмарки достижений производства. Упомянем такие мероприятия, как “День Брянского поля”, “Свенская ярмарка”, “Белагро”, а также выставки-ярмарки, проводимые в Гомельской, Витебской, Могилевской и других белорусских регионах.
22 К настоящему времени можно утверждать, что в рамках СГ экономики двух стран развиваются параллельно, они взаимозависимы, притом что Россия остается экономическим лидером. Однако лидеры России и Беларуси ставят задачи дальнейшей интенсификации взаимного развития, активизируя взаимодействие деловых кругов обеих стран, а также поощряя молодежь к разработке совместных проектов, обращая внимание на различные формы межрегионального взаимодействия.
23 В развитие этой идеи между Россией и Беларусью состоялось подписание соглашения о создании Российско-белорусского и Белорусско-российского деловых советов. В состав деловых советов входят 27 белорусских бизнесменов и 44 представителя российских деловых кругов. Деловые советы должны решать сложные вопросы: снятие ограничений и обеспечение равных условий ведения бизнеса; взаимодействие в рамках политики импортозамещения [В Минске прошло заседание… 2019].
24 Препятствия для экономического взаимодействия России и Беларуси
25 Несмотря на множество используемых инструментов, развивающих взаимодействия России и Беларуси, остаются проблемы, препятствующие углублению интеграционных процессов внутри СГ.
26 Прежде всего, не реализованы все положения Договора о Союзном государстве, в частности, не были сформированы Парламент, Суд и Счетная палата Союзного государства, не принята Конституция СГ.
27 Кроме того, следует сказать о социально-экономических проблемах СГ. Экономические выгоды от Союзного государства для Беларуси являются большими, нежели для России. Так, экспорт Беларуси в Россию составляет около одной трети ВВП Беларуси, именно Россия — основной донор многих проектов развития СГ. Однако это неизбежное следствие экономического потенциала страны и вряд ли по этой причине может считаться серьезным обстоятельством. Скорее, эту экономическую диспозицию следует рассматривать как аксиому, тем более в контексте роли Беларуси в построении общего безопасного пространства.
28 Среди отдельных проблем следует назвать: различия в налогообложении; недостаточная господдержка малого и среднего бизнеса, которая мешает равноправной конкуренции российских и белорусских предпринимателей. Не менее важное значение имеют проблемы в ценообразовании на энергоносители, из-за чего Беларусь диверсифицирует поставки нефти. В совокупности эти проблемы препятствуют введению единой валюты. К этой идее с недоверием относятся в России, осознавая повышение финансовой и экономической нагрузки на страну. А в Беларуси обсуждают проблему потери суверенитета.
29 Помимо этого, Беларусь, придерживаясь концепции многовекторной внешней политики, не всегда поддерживает внешнеполитические решения России. Например, Беларусь до сих пор не признала Абхазию и Южную Осетию. Разные взгляды на международные проблемы препятствует обретению СГ целостности.
30 Однако перед обоими государствами стоит задача решить проблему нехватки инвестиций и повышения конкурентоспособности продукции, более эффективного участия в экономической конкуренции на глобальном рынке. И именно совместным образом эти проблемы решать легче. Понимание этого присутствует на самом высоком управленческом уровне.
31 СГ как фактор в развитии евразийского экономического пространства
32 На сегодняшний день Россию и Беларусь можно назвать “передовиками” в евразийской интеграции на постсоветском пространстве, и для этого есть множество оснований. Во времена Советского Союза Россия и Беларусь были одними из наиболее развитых республик в сфере экономики и технологий, осуществляли многочисленные взаимодействия еще в рамках СССР.
33 Союзное государство, будучи первым устойчивым интеграционным проектом на постсоветском пространстве, стало базисом других интеграционных процессов. А соглашения и договоренности, заключенные в рамках Союзного государства, стали основой для развития ЕАЭС. Однако в рамках ЕАЭС также тестируются решения, которые оказывают влияние на развитие СГ. Беларусь, например, заинтересована в едином рынке энергоресурсов, который начнет действовать в ЕАЭС в 2025 г., что должно повлиять на взаимодействия России и Беларуси в рамках Союзного государства. Все эксперты согласны с тем, что СГ оказывает позитивное влияние на развитие ЕАЭС.
34 В отношении будущей стратегии СГ высказываются две точки зрения. Ряд исследователей полагают, что с течением времени оно может быть интегрировано в Евразийский экономический союз, в его рамках окончательно превратится в ядро евразийской интеграции [Аверьянов-Минский 2015], будет выполнять прогрессивную миссию — консолидировать и повышать стрессоустойчивость всего постсоветского пространства [Громыко 2017]. В данном случае СГ воспринимается как неотъемлемая часть более крупных интеграционных проектов.
35 Другая точка зрения состоит в том, что, напротив, ЕАЭС может стать примером в некоторых аспектах для СГ, с точки зрения отдельных вопросов в законодательстве, используемой терминологии, например, в сфере энергетики, антимонопольного законодательства, а Союзное государство должно учитывать реалии ЕАЭС [Яникеева 2018].
36 Параллельное участие в нескольких интеграционных проектах приносит максимальную пользу государствам-участникам, прежде всего Беларуси. Так, благодаря межотраслевым связям Беларусь смогла обеспечить себе наибольший объем импортного сырья и материалов из стран ЕАЭС [Лукашенко… 2015]. Хотя в отличие от Союзного государства ЕАЭС ориентирован больше на развитие внешних торговых связей (более 86% торговых связей стран-членов), в его рамках также подтверждается взаимодополняемость стран, влияние опыта СССР.
37 СГ как фактор усиления позиций России и Беларуси в глобальной экономике
38 Участие в интеграционных проектах, таких как СГ и ЕАЭС, позволяет государствам более уверенно действовать на мировом рынке, наращивать экспорт, невзирая на отдельные и даже системные экономические проблемы. Экспортный поток белорусской продукции приобрел устойчивую тенденцию к росту. За последние годы в Республике Беларусь проделана значительная работа по созданию соответствующей требованиям ЕАЭС и ВТО системы технического регулирования, базирующейся на современных технических регламентах и стандартах. Сегодня в Беларуси около 30% государственных стандартов гармонизировано с международными и европейскими аналогами [Более 60% белорусской продукции… 2018].
39 Однако из общего объема белорусского экспорта на долю стран ЕАЭС пришлось 46,5% (из них на долю Российской Федерации — 44%), а крупнейшими покупателями белорусской продукции, кроме России, стали Украина, Великобритания, Германия, Нидерланды, Польша, Литва, Казахстан, Бразилия (за счет масштабных поставок калийных удобрений) и Китай. При этом основные объемы импорта пришлись на Россию, Китай, Германию, Польшу, Украину, Турцию, Италию, США, Литву и Нидерланды [Внешняя торговля Белоруссии… 2018]. 
40 Российский экспорт в условиях санкций с 2014 г. рос умеренными темпами. В основном экспортировались минеральные продукты (52%). В структуре экспорта по странам на первом месте Китай (12%), на втором —Нидерланды (9%), затем следуют Германия (около 8%), Беларусь (5%) и Турция (5%) [Экспорт из России 2018]. А в структуре импорта по странам (товаров из группы “Пищевые продукты, напитки”) на первом месте находится Беларусь (10%) [В 2018 году увеличился… 2018]. Среди стран-импортеров основными партнерами России являются Китай, Германия, США и Беларусь, причем Беларусь незначительно отстает от США [Экспорт и импорт России… 2019].
41 Дополнительным глобальным стимулом для улучшения отношений Беларуси и России и роста их совместных позиций на глобальном рынке можно считать проект Шелковый путь. В его рамках Беларусь и Россия смогут совместно заработать и привлечь инвестиции по различным проектам. Страны выступают экономическими партнерами Китая, представляя собой важнейшие элементы транспортной системы Евразии. Тем более это обосновано в контексте предложенной Россией и поддержанной Китаем идеи сопряжения китайской концепции Пояса и Пути и интеграционного проекта ЕАЭС.
42 Кроме того, благодаря гармонизации правовых и управленческих решений Беларуси и России не только Россия, но и Беларусь, которая не является членом БРИКС, получила возможность выходить на рынки стран-членов БРИКС, притом что Россия и Китай — сейчас основные экономические и стратегические партнеры Беларуси. Именно Россия, занимающая первое место в географической структуре белорусского экспорта и импорта, определяет высокую долю участия стран БРИКС во внешней торговле Республики Беларусь. Второе государство БРИКС по объемам товарооборота с Республикой Беларусь — Китай, на долю которого приходится 3% белорусского экспорта и 7% импорта [Внешняя торговля 2019]. Из Беларуси в Китай экспортируются, главным образом, сырьевые товары — калийные удобрения, полиамиды, лесоматериалы, а также комбайны и др. Импортируются из Китая телефонные аппараты, вычислительные машины, оборудование, части транспортных средств, детали обуви и др. Третье государство БРИКС по объемам товарооборота с Республикой Беларусь —Бразилия, экспорт в которую составляет 2% экспорта Республики Беларусь, импорт – 0,4% [Внешняя торговля… 2015]. Основные экспортные позиции Беларуси на бразильском рынке — калийные и азотные удобрения; аппаратура рентгеновского излучения; ткани и др. [История двусторонних… 2020]. Ввозятся из Бразилии, главным образом, фрукты (яблоки, груши, цитрусовые, абрикосы, вишня, персики, томаты), сахар, свинина, кожа и др. [Рутко 2017]. Однако до конца экспортные возможности Беларуси на рынках стран БРИКС пока еще не реализованы.
43 Таким образом, благодаря устойчивости позиций Беларуси и России в рамках интеграционных групп на постсоветском пространстве, они способны осуществлять диверсификацию экспорта и в меньшей степени зависеть от импорта из третьих стран. В первую очередь это касается Беларуси, которая благодаря сотрудничеству с Россией смогла выйти на новые рынки.
44 ***
45 Союзное государство предлагает новые параметры экономического развития, основанные на осуществлении новой индустриализации, высокой роли государства как основного игрока на национальном рынке. Оно не только помогает государствам совместно защищать свои интересы на глобальном уровне, но и обеспечивает защиту их экономик от негативных аспектов глобализации, демонстрирует преимущества общего рынка и общего пространства, в том числе в области образования и здравоохранения для всех граждан, которые уже не готовы отказаться от этих преимуществ. При этом за двадцать лет обе страны продвинулись в гармонизации законодательства, а значительная часть поставленных задач уже была реализована. Поэтому СГ в действительности устраивает всех, начиная от политического истеблишмента и заканчивая гражданами двух государств.

References

1. Aver'yanov-Minskiy K. (2015) Soyuznoye gosudarstvo Rossii i Belorussii ili yevraziyskaya integratsiya? [The Union State of Russia and Belarus or Eurasian Integration?] (http://www.publicdiplomacy.su/2015/07/21/soyuznoe-gosudarstvo-rossii-i-belorussii-ili-evraziyskaya-integratsiya/).

2. Azar I. (2007) Perspektivy sozdaniya soyuza Rossii i Belorussii [Prospects for the creation of a union of Russia and Belarus] Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnyye otnosheniya, no.3, pp.10–19.

3. Belarus'-Rossiya: sotrudnichestvo regionov (2010) [Belarus-Russia: regional cooperation] inform.-integrats. proyekt B. L. Zalesskiy, Ye. A. Korovkin, M. Ye. Korovkina (comp.). Minsk: BELTA (https://belarus.mid.ru/upload/iblock/456/4569f12c2c3d766fac8a7e8fa31b3fc0.pdf).

4. Boleye 60% belorusskoy produktsii v 2018 godu otpravleno na eksport (2018) [More than 60% of Belarusian products were exported in 2018] (https://rg.ru/2018/12/20/bolee-60-belorusskoj-produkcii-v-2018-godu-otpravleno-na-eksport.html).

5. Byudzhet Soyuznogo gosudarstva (2020) [Budget of the Union State] (http://duma.gov.ru/news/47046/).

6. Dogovor o sozdanii Soyuznogo gosudarstva Rossii i Belarusi (1999) [Treaty on the creation of the Union State of Russia and Belarus] (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25282/).

7. Eksport iz Rossii (2018) [Export from Russia] (http://ru-stat.com/date-M201712-201812/RU/export/world/).

8. Eksport i import Rossii po tovaram i stranam (2019) [Export and import of Russia by goods and countries] (http://ru-stat.com/).

9. Istoriya dvustoronnikh otnosheniy Belarusi i Brazilii (2020) [History of bilateral relations between Belarus and Brazil]. Posol'stvo Respubliki Belarus' v Federativnoy respublike Braziliya (http://brazil.mfa.gov.by/ru/bilateral_relations/).

10. Itogi vneshney torgovli Respubliki Belarus' za yanvar'-iyun' 2020 goda (2020) [Results of foreign trade of the Republic of Belarus for January-June 2020]. Tamozhennyye organy Respubliki Belarus' (https://www.gtk.gov.by/ru/2020_stat-ru/view/itogi-vneshnej-torgovli-respubliki-belarus-za-janvar-ijun-2020-goda-15586/).

11. Gromyko An. A. (2017) Soyuz Belarusi i Rossii yavlyayetsya yadrom YEAES [The Union of Belarus and Russia is the core of the EAEU]. Analiticheskiy portal Yevraziya Ekspert (http://eurasia.expert/soyuz-belarusi-i-rossii-yavlyaetsya-yadrom-eaes-gromyko/).

12. Koktysh K.Ye. (2003) Belorussiya v yevropeyskom kontekste. [Belarus in the European context] Mezhdu Vostokom i Zapadom. Ukraina i Belorussiya na yevropeyskom prostranstve. Moscow. Tsentr Karnegi. Moscow: Gendal'f.

13. Kuz'mina Ye.M. (2017) Ekonomicheskoye razvitiye stran YEAES i perspektivy ekonomicheskoy integratsii do 2025 goda [Economic Development of the EAEU Countries and Prospects for Economic Integration until 2025] Analiticheskaya zapiska RSMD (https://russiancouncil.ru/papers/EAEU2025-Policybrief-ru.pdf).

14. Lisovolik YA. (2016) Geoekonomika i naslediye yevraziytsev. [Geoeconomics and the heritage of the Eurasians]. Rossiya v global'noy politike, no. 6, pp. 61–69.

15. Lukashenko: sozdaniye YEAES ne otmenyayet perspektiv Soyuznogo gosudarstva Rossii i Belorussii (2015) [Lukashenko: the creation of the EAEU does not cancel the prospects of the Union State of Russia and Belarus]. (https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1805062).

16. Martinsen K.D. (2002) The Russian Takeover of Belarus. Comparative Strategy, no. 21(5), pp. 401–416.

17. Mashko V.V. (2009) Iz istorii Soyuznogo gosudarstva Belarusi i Rossii: byudzhet i byudzhetnaya politika [From the history of the Union State of Belarus and Russia: budget and budgetary policy]. Vestnik RGGU. Seriya: Literaturovedeniye. YAzykoznaniye. Kul'turologiya, no. 17, pp. 182–190.

18. Mel'nik V.A. (2007) Gosudarstvennaya ideologiya Respubliki Belarus': kontseptual'nyye osnovy [State ideology of the Republic of Belarus: conceptual foundations]. Minsk: Tesey.

19. Nikulina YU. V. (2016) Regionalizatsiya v globaliziruyushchemsya mire: problemy i perspektivy [Regionalization in a Globalizing World: Problems and Prospects] (http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/156751/1/276-279.pdf).

20. Ob itogakh vneshney torgovli Belarusi s Rossiyey v 2019 godu (2019) [On the results of foreign trade between Belarus and Russia in 2019]. Pravitel'stvo Respubliki Belarus' v Rossiyskoy Federatsii (http://www.embassybel.ru/trade-relations/).

21. Pravitel'stvo Bryanskoy oblasti (2018) [Government of the Bryansk region] (http://www.bryanskobl.ru/news/2018/11/28/9393).

22. Rossiyskaya sotsial'no-ekonomicheskaya sistema: realii i vektory razvitiya (2019) [Russian socio-economic system: realities and vectors of development]. Monografiya / Grinberg R.S., Savchenko P.V. 3 izd. Moscow: INFRA-M.

23. Rutko D.F. (2017) Razvitiye vneshneekonomicheskogo sotrudnichestva Respubliki Belarus' so stranami BRIKS [Development of foreign economic cooperation of the Republic of Belarus with the BRICS countries] (ukros.ru/wpcontent/uploads/2017/03/Rutko_Radyuk.doc).

24. Shklovskiy G. (2018) Chto dogovorilis' “razvyazat' do kontsa goda” Lukashenko i Putin? [What did Lukashenka and Putin agree to “unleash by the end of the year”?] (https://regnum.ru/news/2486843.html).

25. Suzdal'tsev A.I. (2007) Postsovetskoye prostranstvo: ukhodyashchaya real'nost'. Mir vokrug Rossii. Kontury nedalekogo budushchego [Post-Soviet space: outgoing reality. The world around Russia. Outlines of the near future]. Moscow: Kul'turnaya revolyutsiya, pp.124–137.

26. Tovarooborot Belarusi i Rossii v 2019 godu snizilsya na 0,5% (2019) [Trade turnover between Belarus and Russia in 2019 decreased by 0.5%] DairyNews.ru (https://www.dairynews.ru/news/tovarooborot-belarusi-i-rossii-v-2019-godu-snizils.html).

27. Tovarooborot Rossii s Belarus'yu (2019) [Trade between Russia and Belarus] (https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2019-11/vneshnyaya-torgovlya-rossii-s-belarusyu-za-9-mesyatsev-2019-g/).

28. V Minske proshlo zasedaniye Belorussko-Rossiyskogo delovogo soveta (2019) [Minsk hosted a meeting of the Belarusian-Russian Business Council]. Ispolnitel'nyy komitet SNG (http://cis.minsk.by/news/10774/v-minske-proslo-zasedanie-belorussko-rossijskogo-delovogo-soveta).

29. V 2018 godu uvelichilsya eksport produktsii (2018) DairyNews.ru [In 2018, the export of products increased] (http://www.dairynews.ru/news/rf-v-2018-godu-uvelichila-eksport-produktsii-apk-v.html).

30. Valovaya T. (2016) Vremya dlya yedinoy valyuty yeshche ne prishlo [The time for a single currency has not come yet]. Mezhdunarodnaya zhizn' (https://interaffairs.ru/news/show/16157).

31. Vardomskiy L.B. (2011) Ekonomicheskiy rost i regional'naya integratsiya na postsovetskom prostranstve [Economic growth and regional integration in the post-Soviet space]. Zhurnal Novoy ekonomicheskoy assotsiatsii, no. 11, pp. 142–143.

32. Vneshnyaya torgovlya (2020) Ministerstvo inostrannykh del Respubliki Belarus' [Foreign trade] (http://mfa.gov.by/export).

33. Vneshnyaya torgovlya Respubliki Belarus': statisticheskiy sbornik (2015) [Foreign trade of the Republic of Belarus: statistical collection]. Natsional'nyy statisticheskiy komitet Respubliki Belarus'. I.V. Medvedeva at all. (eds.). Minsk: Nats. statisticheskiy komitet Resp. Belarus'.

34. Vneshnyaya torgovlya Belorussii: ocherednaya “diversifikatsiya”, ocherednoy proval (2018) [Foreign trade of Belarus: another “diversification”, another failure] (https://eadaily.com/ru/news/2018/03/24/vneshnyaya-torgovlya-belorussii-ocherednaya-diversifikaciya-ocherednoy-proval).

35. Wilson A. (2011) Belarus: The last European dictatorship. Yale: Yale Univ. Press.

36. Yanikeyeva I. (2018) Uglubleniye integratsii v ramkakh Soyuznogo gosudarstva [Deepening integration within the Union State]. Mezhdunarodnaya zhizn' (https://interaffairs.ru/news/show/21126).

Comments

No posts found

Write a review
Translate