ТРЕТИЙ РИМ ИЛИ ТРЕТИЙ КИЕВ? (МОСКОВСКОЕ ЦАРСТВО XVI ВЕКА В ВОСПРИЯТИИ СОВРЕМЕННИКОВ)
ТРЕТИЙ РИМ ИЛИ ТРЕТИЙ КИЕВ? (МОСКОВСКОЕ ЦАРСТВО XVI ВЕКА В ВОСПРИЯТИИ СОВРЕМЕННИКОВ)
Аннотация
Код статьи
S086904990000617-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
69-87
Аннотация
В статье рассматривается концепция “Москва – Третий Рим”, фиксируется маргинальность этой мифологемы в Московском царстве XVI в. В памятниках того времени проводится идея наследования Москвы не Риму, а Киеву. Известность концепции “Москва – Третий Рим” связа-на с историографией XIX–XX вв., на которую значительное влияние оказали геополитические факторы той эпохи.
Ключевые слова
Московское царство, имперское сознание, национальная монархия, историография, древнерусская литература
Классификатор
Дата публикации
01.02.2012
Всего подписок
1
Всего просмотров
1092
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

1

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

Алексеев А.И. Под знаком конца времен: очерки русской религиозности конца XIV-начала XVI в. СПб., 2002.
Буланин Д.М. Античные традиции в древнерусской литературе XI-XVI вв. München, 1991.
Вальденберг В.Е. Древнерусские учения о пределах царской власти: очерки русской политической литературы от Владимира Святого и до конца XVII в. Пг., 1916.
Гольдберг АЛ. Идея “Москва - Третий Рим” в цикле сочинений первой половины XVI в. И Труды отдела древнерусской литературы. Т. 37. Л., 1983.
Гольдберг АЛ. Историко-политические идеи русской книжности XV-XVII вв.// История СССР. 1975. №4.
Гольдберг АЛ., Дмитриева Р.П. Филофсй// Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2.4. 2. Л., 1989.
Горский А.А. Русь: от славянского расселения до Московского царства. М., 2004.
Гребенюк В.П. Икона Владимирской Богоматери и духовное наследие Москвы. М., 1997.
ГурьяноваН.С. Старообрядческое эсхатологическое учение как социальный миф // Источники по русской истории и литературе: Средневековье и Новое время. Новосибирск, 2000.
Дмитриева Р.П. Сказание о князьях Владимирских. М-Л., 1955.
Дьяконов М.А. Власть московских государей: очерки из истории политических идей Древней Руси до конца XVI в. СПб., 1889.
Ерусалимский КЮ. История на посольской службе: дипломатия и память в России XVI в. // История и память: историческая культура Европы до начала Нового времени. М., 2006.
Ефимов Н.И. Русь - новый Израиль. Из этюдов по истории русского церковно-политического сознания. Казань, 1912.
Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. М., 2009.
Зимин А.А. И.С. Пересветов и его современники: очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI в. М., 1958.
Идея Рима в Москве XV-XVI вв. Источники по истории русской общественной мысли. Roma, 1989.
История о Казанском царстве (Казанский летописец). М., 2000.
Калмыкова Е.В. Интерпретация важнейших мифов о прошлом в английской исторической традиции эпохи Средневековья // Калмыкова Е.В. Образы войны в исторических представлениях англичан позднего Средневековья. М., 2010.
Каравашкин А.В. Русская средневековая публицистика: Иван Пересветов, Иван Грозный, Андрей Курбский. М., 2000.
Каштанов С.М. Об идеалистической трактовке некоторых вопросов истории русской политической мысли в зарубежной историографии // Византийский временник. Т. 11. М., 1956.
Ключевский В. О. Псковские споры // Кчючевский В. О. Соч. В 8 т. Т. 7. М., 1959.
Кондаков И.В. Россия мира: российский глобалитств потоке мировой истории. Ст. 1 // Общественные науки и современность. 2011. № 1.
Ленхофф ГД Степенная книга: замысел, идеология, адресация // Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам. В 2 т. Т. 1. М., 2007.
Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. М., 2000 (Поли. собр. русских летописей (далее ПСРЛ). Т. 9).
Летопись по Воскресенскому списку. М., 2001 (ПСРЛ. Т. 7).
Лурье Я.С. О возникновении теории “Москва - Третий Рим” (К выходу в свет второго издания книги X. Шсдср) //Труды отдела древнерусской литературы. Т. 16. М-Л., 1960.
Львовская летопись. М., 2005 (ПСРЛ. Т. 20).
Малинин В.Н. Старец Елсазарова монастыря Филофсй и его послание к царю и великому князю Ивану Васильевичу //Труды Киевской Духовной Академии. 1888. № 5.
Малинин В.Н. Старец Елсазарова монастыря Филофсй и его послания (историко-литературное исследование). Киев, 1901.
Масленникова Н.Н. К истории создания теории “Москва - Третий Рим” (по поводу статьи Н.Е. Андреева “Филофсй и его послание к Ивану Васильевичу”) // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 18. М-Л., 1962.
Мейендорф И. Рим-Константинополь-Москва. Исторические и богословские исследования. М., 2005.
Ниче П. Москва - Третий Рим? // Спорные вопросы отечественной истории XI-XVIII вв. М., 1990.
Опарина ТА. Иван Наседка и полемическое богословие киевской митрополии. Новосибирск, 1998.
Опарина ТА. Москва как новый Киев, или Где произошло Крещение Руси: взгляд из первой половины XVII в. // История и память: историческая культура Европы до начала Нового времени. М., 2006.
Охотина-Линд Н.А. “Сказание о Валаамском монастыре”. СПб., 1996.
Плюханова М.Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1995.
Повести о Житии Михаила Клопского. М-Л., 1958.
Покровский Н.Н. Исторические концепции Степенной книги царского родословия// Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам. В 2 т. Т. 1. М., 2007.
Поппэ А.В. Владимир Святой: у истоков церковного прославления// Византинороссика. Т. 2. СПб., 2000.
Послание старца Псковского Елсазарова монастыря Филофея к великому князю Василию Ивановичу// Православный собеседник. 1863. № 3.
Послание Филофея, старца Псковского Елсазарова монастыря к дьяку Михаилу Мунсхи-ну// Православный собеседник. 1861. № 5.
Ранчин А.М Киевская Русь в русской историософии XIV-XVII вв. (Некоторые наблкде-ния) // Ранчин А.М. Статьи о древнерусской литературе. М., 1999.
Рим, Константинополь, Москва: сравнительно-историческое исследование центров идеологии и культуры до XVII в. М., 1997.
Римско-константинопольское наследие на Руси: идея власти и политическая практика. М., 1995.
Русский Хронограф. М., 2005 (ПСРЛ. Т. 22).
Седова Р.А. Святитель Петр митрополит Московский в литературе и искусстве Древней Руси. М., 1993.
Синицына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV-XVI вв.). М., 1998.
Соболева Н. А. Имперская идея и российская символика власти (XI-XVI вв.) // Российская империя от истоков до начала XIX в. Очерки социально-политической и экономической истории. М., 2011.
Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам. В 2 т. М., 2007-2008.
СтремоухоеД. Третий Рим: источники доктрины// Из истории русской культуры. В 5 т. Т. II. Кн. 1. М., 2002.
Турилов А.А. Русь IX-XI вв. на страницах Никоновской летописи// Раннее средневековье глазами Позднего средневековья и Раннего Нового времени (Центральная, Восточная и Юго-Восточная Европа). М., 2006.
Турилов А.А. “Своя Античность” в русской книжности конца XIV-псрвой половины XVI в. //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2009. № 3 (37).
Усачёв А.С. “Долгий XVI век” российской историографии // Общественные науки и современность. 2008. № 2.
Усачёв А.С. Древнейший период русской истории в исторической памяти эпохи Московского царства (на материале “Книги степенной царского родословия”) // История и память: историческая культура Европы до начала Нового времени. М., 2006*.
УсачёвА.С. Житие митрополита Ионы третьей редакции// Вестник церковной истории. 20076. № 2.
УсачёвА.С. Из истории русской средневековой агиографии: два произведения о равноапостольном князе Владимире Святославиче (исследование и тексты) // Вестник церковной истории. 20066. № 2.
Усачёв А.С. “Насыщение событиями” первых веков истории Древнерусского государства в исторических сочинениях XVI в. // Восточная Европа в Древности и Средневековье. Ранние государства Европы и Азии: проблемы политогснсза. М., 2011.
УсачёвА.С. Об одном эпизоде из истории русско-болгарских культурных связей эпохи Средневековья // Славяноведение. 2007*. № 2.
УсачёвА.С. Степенная книга и древнерусская книжность времени митрополита Макария. М.-СПб., 2009.
Усачёв А.С. Эволюция рассказа о происхождении княгини Ольги в русской книжности середины XVI в. // Псков в российской и европейской истории. В 2 т. Т. 2. М., 2003.
Филюшкин А.И. Грамоты новгородского архиепископа Феодосия, посвященные “Казанскому взятию” // Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 10. М., 2000.
Флоря Б.Н. Представление о Москве как Третьем Римс и некоторые проблемы развития русской общественной мысли в XVI в. //“В кратких словесах многой разум замыкающс...”Сб. науч, трудов в честь 75-летия Р.Г. Скрынникова. СПб., 2008*.
Флоря Б.Н. Римляне на Балтийском морс // Образ Византии. М., 20086.
Чаев Н.С. “Москва - Третий Рим” в политической практике московского правительства XVI в. //Исторические записки. Т. 17. М., 1945.
Чеснокова Н.П. Христианский Восток и Россия: политическое и культурное взаимодействие в середине XVII в. (по документам Российского государственного архива древних актов). М., 2011.
Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. M.-СПб., 2009.
Andreyev N. Filofcy and His Epistle to Ivan Vasil’ycvich// The Slavonic and East European Review. 1959. Vol 38. № 90.
Bogatyrev S.N. Battle for Divine Wisdom. The Rhetoric of Ivan IV’s Campain against Polotsk // The Military and Society in Russia, 1450-1917. Lcidcn-Boston-Köln, 2002.
Bushkovitch P. The Formation of the Consciousness in Early Modem Russia // Harvard Ukrainian Studies. 1986. Vol. 10.
Halperin Ch. Kiev and Moscow: an Aspect of Early Muscovite Thought // Russian History. 1980. Vol. 7. № 3.
Haney J. Moscow - Second Constantinople, Third Rome or Second Kiev? (The Talc of the Princes of Vladimir) // Canadian Slavic Studies. 1968. Vol. 3. № 2.
Hösch E. Zur Rezeption der Rom-Idee im Rußland des 16. Jahrhunderts// Forschungen zur osteuropäischen Geschichte. Berlin, 1978. Bd. 25.
Kämpfer F. Die Eroberung von Kasan 1552 als Gegenstand der zeitgenössischen russischen Historiographie // Forschungen zur osteuropäischen Geschichte. 1969. Bd. 14.
Kämpfer F. “Rußland an der Schwelle zur Neuzeit“. Kunst, Ideologie und historisches Bewußtsein unter Ivan Grosnyj // Jahrbücher für Geschichte Osteuropas. 1975. Bd. 23.
Lenhoff G. Ternir Aksak’s Drcam of the Virgin as Protectress of Muscovy // Die Welt der Slaven. 2004. Bd. XLIX. № 1.
Medlin fF.K. Moscow and East Rome. A Political Study of the Relations of Church and State in Muscovite Russia. Genève, 1952.
Miller D. Legends of the Icon of our Lady of Vladimir a Study of the Development of Muscovite National Consciousness // Speculum. 1968. Vol. 43. №4.
Miller D. The Velikie Minci Chctii and the Stcpcnnaia Kniga of Metropolitan Macarii and the Origins of Russian National Consciousness// Forschungen zur osteuropäischen Geschichte. 1979. Bd. 26.
Nitsche P. “Nicht an die Griechen glaube ich, sondern an Christus” (Russen und Griechen im sclbstvcrständnis des Moskauer Staates an der Schwelle zur Neuzeit). Düsseldorf, 1991.
Nitsche P. Translatio imperii? Beobachtungen zum historischen Sclbstvcrständis im Moskauer Zartum um dei Mitte des 16. Jahrhunderts // Jahrbücher für Geschichte Osteuropas. 1987. Bd. 35.
Ostrowski D. Muscovy and the Mongols. Cross-Cultural Influences on the Steppe Frontier. 1304-1589. Cambridge, 1998.
Pelenski J. The Contest for the Legacy of Kievan Rus’. New York, 1998.
Pelenski J. The Emergence of the Muscovite Claims to the Byzantine-Kievan “Imperial Inheritance” // Harvard Ukrainian Studies. 1979-1980. № 3-4; 1988-1989. № 12-13.
Pelenski J. The Origins of the Muscovite Ecclesiastical Claims to the Kievan Inheritance (Early Fourteenth Century to 1458/1461) // Christianity and the Eastern Slavs. Vol. 1. Slavic Cultures in the Middle Ages. Berkley-Los Angeles-Oxford, 1993.
Pelenski J. The Origins of the Official Moscovite Claims to the “Kievan Inheritance” // Harvard Ukrainian Studies. 1977. Vol. l.№ 1.
Pelenski J. Russia and Kazan: Conquest and Imperial Ideology (1438-1560s). The Hague-Paris, 1974.
RabaJ. Moscow - the Third Rome or the New Jerusalem? // Forschungen zur osteuropäischen Geschichte. 1995. Bd. 50.
Rowland D. Moscow - the Third Rome or the New Israel? // Russian Review. 1996. Vol. 55.
Schaeder H. Moskau das Dritte Rom. Studien zur Geschichte der politischen Theorien in der s lavis chcn Welt. Darmstadt, 1957.
Stremooukhoff D. L’idcc imperiale à Moscou au XVI siècle // Annales de la Faculté des Lettres d’Aix. 1959. T. XXXII.
Toumanoff C. Moscow the Third Rome: Genesis and Significance of a Politico-Religious Idea // The Catholic Historical Review. 1955. Vol. 40. № 4.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести