Этичное потребление как инновационная практика гражданского общества в России
Этичное потребление как инновационная практика гражданского общества в России
Аннотация
Код статьи
S086904990011599-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Шабанова Марина Андриановна 
Должность: Профессор, ведущий научный сотрудник
Аффилиация:
Факультет экономики Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики”
Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ
Адрес: Российская Федерация, 101000, Москва, Мясницкая ул., д. 20
Выпуск
Страницы
19-34
Аннотация

В последнее время в развитых странах все чаще говорится об этичном потреблении как противодействии гражданского общества развитию неприглядных деловых практик, наносящих значительный вред окружающей среде, людям, животным. Постепенно эти практики проникают и в менее развитые страны со слабыми гражданскими структурами. В статье представлены результаты первого репрезентативного эмпирического исследования этичного потребления в России как инновационной практики гражданского общества. С помощью аппарата бинарной логит-регрессии определены факторы, влияющие на включение россиян в этичное потребление. Показано, что гражданская активность в других сферах играет заметную, но не ключевую роль. Делается вывод, что развитие этичного потребления может стать катализатором развития гражданского общества в России.

Ключевые слова
этичное потребление, гражданское общество, гражданская активность, социальная солидарность, социальная ответственность
Источник финансирования
Статья подготовлена на основе результатов исследования, проведенного автором в Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ
Классификатор
Получено
16.09.2020
Дата публикации
17.05.2015
Всего подписок
1
Всего просмотров
1221
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Текста публикации не найдено

Библиография

1. Андреев А.Л. (2013) Российский социум как “другая” Европа // Общественные науки и современность. № 6. С. 70–79.

2. Бодрийяр Ж. (2002) Система вещей. М.: Рудомино.

3. Заславская Т.И. (2002) Социетальная трансформация российского общества. Деятельностно-структурная концепция. М.: Дело.

4. Ильин В.И. (2000) Поведение потребителей. СПб.: Питер.

5. Кордонский С. (2005) Государство, гражданское общество и коррупция // Отечественные записки. № 6 (http://www.strana-oz.ru/2005/6/).

6. Ariztia T., Kleine D., Brightwell D.G.S.L., Agloni N., Afonso R., Bartholo R. (2014) Ethical consumption in Brazil and Chile: Institutional contexts and development trajectories // Journal of Cleaner Production, vol. 63, рp. 84–92.

7. Cailleba P., Casteran H.A. (2009) Quantitative study on the fair trade coffee consumer // Journal of Applied Business Research, vol. 25, no. 6, pp. 31–46.

8. Carrigan M., Szmigin I., Wright J. (2004) Shopping for a better world? An interpretative study of the potential for ethical consumption within the older market // Journal of Consumer Marketing, vol. 21, no. 26, рр. 401–417.

9. De Pelsmacker P., Driesen L., Rayp G. (2006) Do Consumers Care about Ethics? Willingness to Pay for Fair-trade Coffee // Journal of Consumer Affairs, vol. 39, no. 2, pp. 363–385.

10. De Pelsmacke, P., Janssens W., Sterckx E., Mielants C. (2006) Fair-trade beliefs, attitudes and buying behavior of Belgian consumers // International Journal of Nonprofi t and Voluntary Sector Marketing, vol. 11, no. 2, pp. 125–138.

11. Deng X. (2013) Factors infl uencing ethical purchase intentions of consumers in China // Social Behavior and Personality, vol. 41, no. 10, pp. 1693–1703.

12. Diamantopoulos A., Schlegelmilch B., Sinkovics R., Bohlen G. (2003) Can socio-demographics still play a role in profi ling green consumers? A review of the evidence and an empirical investigation // Journal of Business Research, vol. 56, no. 6, pp. 465–480.

13. Do Paco A., Raposo M. (2009) “Green” segmentation: an application to the Portuguese consumer market // Market Intelligence and Planning, vol. 27, no. 3, pp. 364–379.

14. Ethical Consumer Markets Report 2013 (2013) / ECRA , YouGov. UK.

15. Ethical Consumer Markets Report 2012 (2012) / The Co-operative Group, ECRA.

16. Fraj E., Martinez E. (2006b) Environmental values and lifestyles as determining factors of ecological consumer behavior: аn empirical analysis // Journal of Consumer Marketing, vol. 23, no. 3, pp. 133–144.

17. Fraj E., Martinez E. (2006а) Infl uence of personality on ecological consumer behavior // Journal of Consumer Behavior, vol. 5, no. 3, pp. 167–181.

18. Goig, R. L. (2007) Fair trade and global cognitive orientation: A focus on Spanish fair trade consumers // International Journal of Consumer Studies, vol. 31, no. 5, pp. 468–477.

19. Haanpaa L. (2007) Consumers’ green commitment: Indication of a postmodern lifestyle? // International Journal of Consumer Studies, vol.31, no 5, pp. 478–486.

20. Iyer E.S., Kashyap R.K. (2007) Consumer recycling: Role of incentives, information, and social class // Journal of Consumer Behavior, vol. 6, no. 1, pp. 32–47.

21. Laroche M., Bergeron J., Barbaro-Forleo G. (2001) Targeting consumers who are willing to pay more for environmentally friendly products // Journal of Consumer Marketing, vol. 18, no. 6, pp. 503–520.

22. Lee K. (2009) Gender differences in Hong Kong adolescent consumers’ green purchasing behavior // Journal of Consumer Marketing, vol. 26, no. 2, pp. 87–96.

23. Olli E., Grendstad G., Wollebaek D. (2001) Correlates of environmental behaviors: Bringing back social context // Environment and Behavior, vol. 33, no. 2, pp.181–208.

24. Roozen I.T.M. (2007) Who are really purchasing environmentally friendly detergents? // International Journal of Consumer Studies, vol. 21, no. 3, pp. 237–245.

25. Salamon L.M, Sokolowski S.W. (2004) Measuring Civil Society: the Johns Hopkins Global Civil Society Index // Salamon L.M, Sokolowski S.W. and Associates. Global Civil Society: Dimensions of the Nonprofi t Sector.Vol. II. Bloomfi eld (CT): Kumarian Press, pp. 61–92.

26. Schlegelmilch B.B., Bohlen G.M., Diamantopoulos A. (1996) The link between green purchasing decisions and measures of environmental consciousness // European Journal of Marketing, vol. 30, nо. 5, pp. 35–55.

27. Shaw D., Grehan E., Shiu E., Hassan L., Thomson J. (2005) An exploration of values in ethical consumer decision making // Journal of Consumer Behavior, vol. 4, no. 3, pp. 185–200.

28. Starr M.A. (2009) The social economics of ethical consumption: Theoretical considerations and empirical evidence // Journal of Socio-economics, vol. 38, no. 6, pp. 916–925.

29. Тanner C., Kast S.W. (2003) Promoting Sustainable Consumption: Determinants of Green Purchases by Swiss Consumers // Psychology and Marketing, vol. 20, no. 10, pp. 883–902.

30. Witkowski T.H., Reddy S. (2010) Antecedents of ethical consumption activities in Germany and the United States // Australian Marketing Journal, vol. 18, no. 1, pp. 8–14.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести